Промышленная политика БРИКС

БРИКС: цели устойчивого промышленного развития и промышленная политика в новых экономических условиях (развитие реального сектора экономики, развитие промышленного производства, развитие науки, технологий и инноваций, развитие среднего и малого бизнеса). Международное межрегиональное сотрудничество. Евразия – Африка – Южная Америка

Подготовлено для: первой международной научно-практической конференции «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире» РАН, ИНИОН, 2- 3 ноября 2015, Москва

25 октября 2015 г.Москва, Российская Федерация



И.В. Кульков
И.В. Кульков
Координатор Промышленного инновационного клуба Центра ЮНИДО РФ
Академический советник Российской инженерной академии
Член Совета директоров Международный научный мост
Зам. ген. секретаря Литейной Ассоциации БРИКС
Национальный эксперт проекта ЮНИДО/БРИКС
Член Экспертного совета АХК «ВНИИМЕТМАШ»
Член Координационного комитета АФРОКОМ
Член Экономического общества ЮАР
Член Делового Совета Россия-ЮАР

Статья обобщает ключевые вопросы публикаций по теме устойчивого экономического развития и международного промышленного сотрудничества в журнале « ЮНИДО в России» в 2012 – 2015 с учётом практического опыта работы Центра ЮНИДО в РФ по реализации Проекта ЮНИДО/БРИКС.

Наряду с традиционными формами экономической модели в статье рассматриваются новые тенденции развития устойчивой экономики на основе инициатив ЮНИДО по определению Целей устойчивого развития, рекомендаций Саммита БРИКС 2015 по развитию реального сектора экономики на 2015- 2020 и рекомендаций Саммита ООН по устойчивому развитию «Меняя наш мир. Повестка дня устойчивого развития до 2030» (25 — 27 сентября 2015).

В статье подчёркивается, что содействие международному промышленному сотрудничеству БРИКС позволяет консолидировать взаимно дополняемые возможности участников межрегионального экономического союза БРИКС для реализации национальной политики промышленного развития стран БРИКС и для достижения национальных и региональных целей устойчивого развития, как одной из основ многополярного глобального экономического равновесия.

Особое место в статье занимает экономика среднего бизнеса БРИКС, для которого характерно активное развитие среднего класса, и которая вместе с государственным сектором и крупным бизнесом обеспечивает социально-экономическую устойчивость и благосостояния стран БРИКС.

Содержание

I. Цели устойчивого промышленного развития в новых экономических условиях меняющегося мира
II. Задачи национальной промышленной пoлитики БРИКС
III. Потенциал межрегионального сотрудничества БРИКС
IV. Практический опыт реализации проекта ЮНИДО/БРИКС
V. Ссылки / Referrences

I. Цели устойчивого развития в новых экономических условиях

Кризисная финансовая ситуация 2008 и повторные кризисные явления 2014 — 2015, связанные с зависимостью от цен на сырьевых товарных рынках, показали неустойчивость экономики на двух опорах традиционной торгово-финансовой модели в меняющемся мире XXI века, и необходимость определения более надёжной опоры устойчивой экономики.

Итоги Саммита G 20 в июне 2012 в Лос-Кабосе, Мексика показали: мировые лидеры начали соглашаться, что финансовый сектор важен, но экономический рост важнее и надо развивать реальную экономику.

Возрастающий спрос на установление новых форм экономического сотрудничества отмечается в практике и документах международных организаций, что является отражением реально развивающихся экономических тенденций.

Необходимость приспособления к изменяющимся экономическим условиям была отражёна на Конференции ООН в Йоханнесбурге 12 сентябре 2013 «Адаптация к изменяющейся динамике мировой экономики» («Adjusting to the changing dynamics of the world economy»).

На Конференции отмечалось, что через пять прошедших лет после глобального кризиса 2008 мировая экономика ещё находится в неустойчивом состоянии из-за ориентирования на использование неустойчивой глобальной торговой и финансовой модели и требует изменений (UN TDR 2013):

  • «Реструктурирование финансовой системы необходимо для обслуживания реальной экономики, торговли и развития» – «Restructuring of financial system is needed to serve real economy, trade and development»
  • «Доминирование экспортной ориентации в развитии не подтвердило жизнеспособность. Экономики продемонстрируют лучшие результаты с более сбалансированными стратегиями» — «Export-led development is no longer viable, economies will perform better with more balanced strategies»
  • «Возвращение к предкризисным стратегиям развития невозможно и нежелательно и не может быть единственным выбором» — «Reverting to pre-crisis growth strategies is neither possible nor desirable and cannot be the only option»
  • Доминирующие торговые экспортные отношения только для доступа к зарубежному рынку должны быть сбалансированы «инфраструктурными взаимосвязями и интеграцией сетей промышленных поставщиков».

Возрастающий спрос на установление партнёрских взаимосвязей в международном промышленном сотрудничестве и их потенциальные преимущества по сравнению с традиционной торговой субконтрактацией отражается также в программе ЮНИДО субконтрактации и партнёрства (UNIDO SPX Network).

Программа принимает во внимание текущие тенденции партнёрского промышленного развития, и отмечает потребность развития нового поколения отношений, основанных на трансформации традиционной торговой субконтрактации в полноформатное промышленное партнёрство между предприятиями:

“More successful SPX case stories where the traditional subcontracting relationship has transformed into a full-fledged partnership between enterprises.” (Industrial Subcontracting & Industrial Partnership SPX FAQ- 5).

Анализ 15-летнего экономического развития после утверждения в 2000 году целей программы Тысячелетия ООН (MDG-Millennium Development Goals) показывает, что на посткризисный период на следующие 15 лет требуется разработка новых экономических стратегий и целей устойчивого развития (SDG — Sustainable Development Goals) с учётом экономических тенденций в мире.

Инициативы ООН

Новые глобальные Цели устойчивого развития были заявлены 25 -27 сентября 2015 на Саммите ООН по устойчивому развитию в стратегии после 2015 на последующий 15-летний период «Меняя наш мир: Повестка дня устойчивого развития до 2030 года» (“Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable development”).

Цели 9 и 8 включают задачи: 9.2 — “ Содействовать всесторонней устойчивой индустриализации” (“Promote inclusive and sustainable industrialization”),

8.2 — “ Достигать более высоких уровней экономической производительности путём диверсификации, обновления и инноваций , включая фокус на трудоёмкие сектора и высокую добавленную стоимость» («Achieve higher levels of economic productivity through diversification, technological upgrading and innovation, including through a focus on high-value added and labour-intensive sectors).

(Point 54/8.2 and 54/9.2, UN 70-th General Assembly, UN Sustainable development Summit, 27 September 2015: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld)

Инициативы ЮНИДО

В декабре 2013 члены ЮНИДО утвердили Lima Declaration, дающую Организации мандат содействовать всестороннему и устойчивому промышленному развитию.

В январе 2015 Генеральный директор ЮНИДО ЛИ Йонг на Саммите по партнёрству (Индия) подчеркнул важную роль партнёрства для успешного выполнения Целей устойчивого развития.

Инициативы БРИКС

Консолидация усилий стран БРИКС в конкретных отраслях и проектах направлена на решение ключевых задач всестороннего, устойчивого экономического роста и отвечает задачам развития промышленного роста, отмеченным в Декларации VII Саммита БРИКС, 9 июля 2015:

«52.Мы отмечаем, что в условиях нестабильности глобальной финансово-экономической системы, а также изменчивости цен на мировых сырьевых рынках, особое значение приобретает развитие реального сектора экономики».
«29.Мы признаём, что промышленное развитие является фундаментальным ресурсом роста стран БРИКС».
«В этой связи мы вновь подтверждаем уникальный характер мандата Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), чтобы содействовать всеобъемлющему и устойчивому промышленному развитию и ускорять его».

Проект ЮНИДО/БРИКС

«БРИКС: Партнерство в области технологии и инноваций для развития МСП»

Актуальность Проекта подтверждается формирующимися приоритетами стратегии промышленной политики стран БРИКС c учётом складывающихся новых экономических условий многополярной экономической модели.

II. Задачи национальной промышленной пoлитики БРИКC

Формирование промышленной политики брикс

Молодой трансконтинентальный союз БРИКС находится на ранней стадии своего развития, что помогает сформировать приоритеты стратегии и рабочие программы, и как новое экономическое образование активно впитывает новые экономические тенденции и участвует в их развитиии.

  • развитие реального сектора экономики
  • развитие промышленного производства
  • развитие науки, технологий и инноваций
  • развитие среднего и малого бизнеса

Со времени первого Саммита БРИКС, состоявшегося в июне 2009 года в Екатеринбурге, страны—участницы объединения инициировали ряд предложений, направленных на укрепление экономической устойчивости, финансовой надежности и стабильности мирового сообщества:

  • в стратегии БРИКС — на VII Саммите БРИКС 9 июля 2015 лидерами стран БРИКС утверждена «Стратегия экономического партнёрства БРИКС», инициированная Минэкономразвития РФ. На Саммите 2015 принят для дальнейшего рассмотрения проект «Дорожная карта торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества БРИКС до 2020 года». Российские предприятия подготовили для ДК БРИКС около 50 проектных предложений.
  • в финансовом секторе — Банк развития БРИКС, резервный валютный фонд БРИКС, страховой пул БРИКС, биржевой альянс БРИКС, кредитные линии в национальных валютах
  • в торговом секторе — удвоение объема торговли БРИКС с 230 до 500 млрд дол.
  • в реальном секторе — фокусирование на развитии приоритетных промышленных кластеров реального производственного сектора экономики стран БРИКС на основе современных технологий и инноваций, включая развитие инфраструктуры, науки, информации и управления:
    • в агро промышленности — План действий БРИКС 2012 – 2016 в аграрном секторе
    • энергетике – Планом действий от 27 марта 2013 Саммита в Южной Африке предусмотрено формирование инициатив в области развития энергетики стран БРИКС. В Дорожную карту БРИКС включено в июле 2015 предложение создания Энергетической Ассоциации БРИКС.
    • в металлургии и литейном производстве — Литейный) Форум БРИКС проводится ежегодно с 2011 года. На V Форуме в России 10 сентября 2015 создана Ассоциация Литейной промышленности БРИКС. Национальными ассоциациями подписан Устав и Протокол о разработке Плана действий в отрасли до 2020 года.
    • в инфраструктуре — Коммуникационная связь (Cable BRICS) — прокладка между странами БРИКС подводного оптоволоконного кабеля протяженностью 34 000 км..
    • в науке – создание Научного исследовательского Центра БРИКС, проведение Научного и промышленного Банка идей БРИКС (BRICS Think Tank), создание Союза Университетов БРИКС (Глобальный Саммит Университетов БРИКС состоялся в Москве 26 -28 октября 2015)
    • в управлении – развитие новых форм управления: организация виртуального Секретариата БРИКС и создание Делового Совета БРИКС, который осуществляет свою деятельность в форме организации клубного типа без юридической регистрации.
    • в информации — издание Сводного статистического сборника БРИКС, по решению Саммита 2015 в настоящее время создан и функционирует сайт Секретариата БРИКС, сайт Делового совета БРИКС и национальные сайты Делового Совета БРИКС.
    • в региональном сотрудничестве – Поддержка экономики развивающихся стран Африки, отраженной в теме Саммита БРИКС 2013 в Южной Африке: «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».

Приоритетные промышленные отрасли стран БРИКС

В соответствии с задачами программы Тысячелетия ООН (MDG -Millennium Development Goals) и в настоящее время в соответствии с посткризисной стратегией и целями устойчивого развития на период после 2015 года ( Post 2015 Strategy и SDG –Sustainable Development Goals). промышленное развитие становится ядром развития реальной экономики БРИКС.

Национальные планы и программы развития стран БРИКС предусматривают участие МСП в осуществлении промышленной политики государственного сектора и оказание финансовой и организационной поддержки в реализации производственных проектов.

Планы развития являются лучшим проводником для определения перспективных направлений сотрудничества и партнёрства, ориентирующие на потенциальный спрос и предложения для внутреннего и международного рынка.

Для стран БРИКС на основе данных национальных планов в ходе реализации Проекта ЮНИДО. « БРИКС: Партнёрство в области технологий и инноваций для развития МСП» были определены следующие базовые направления развития приоритетных отраслей промышленности, которые легли в основу консолидированной Технологической платформы БРИКС по проекту ЮНИДО:

Промышленная политика БРИКС

Экономическое равновесие

Одной из основных причин экономического отставания стран, богатых природными ресурсами, является доминирование в экономике иностранных инвестиций, преобладающих над развитием собственного производства , что приводит к нехватке или отсутствию национального дохода для развития национального государственного и частного секторов экономики.

Наиболее характерно эта взаимосвязь просматривается на африканском континенте. Так, на Африканском деловом Форуме (Лондон, 8 июня 2008) в выступлении Министра торговли и промышленности Намибии Х. Гейнгоб отмечалось: «Инициативы по развитию инвестиций не оправдывают ожиданий в связи с тем, что Африка получает крошечную долю от прямых иностранных инвестиций и которые направляются в основном на использование ресурсов и преимущественно на добывающие промышленные отрасли, включая нефть, алмазы, золото, уран и платину. Создание благоприятных условий инвестиций является задачей частно — государственного партнёрства, направленной на улучшение условий инвестирования».

В условиях глобальных кризисных последствий перед экономическим сообществом становится ключевая задача обеспечение устойчивого экономического развития, которое наиболее эффективно при взаимодействии в рамках государственно–частного партнёрства и взаимодополняющего международного сотрудничества.

Установление экономического равновесия требует от государственного сектора поиска новых подходов торговой, финансовой и промышленной политики с учётом новых экономических тенденций во взаимодействии с частным сектором в разных сферах развития:

  • экономика — установление экономического равновесия путём создания условий для изменения сырьевой структуры национального дохода и активного развитие экономики среднего бизнеса
  • производство — перестройка производства к новым требованиям рынка и адаптация современных технологий и инноваций к новому производству и новым формам сотрудничества
  • торговля — установление равновесия между спросом и предложением, выравнивание разности продажной стоимостью производства и первоначальной стоимостью производства
  • финансы — пересмотр валютных паритетов, освобождение от финансовых «пузырей»
  • кадры — регулирование профессиональной структуры соответственно потребностям рынка
  • управление — процесс установления экономического равновесия требует административной реорганизации и повышение ответственности в управлении перед обществом
  • социум — приоритетная направленность промышленной, финансовой и торговой политики на обеспечение благосостояния общества

Как показано выше в предыдущем разделе странами БРИКС формируются, инициируются и реализуются практические мероприятия , направленные на устойчивое развитие и экономическое равновесие во всех социально-экономических сферах общества.

Экономика среднего бизнеса

Средний бизнес является одной из ключевых составляющих в экономике каждой страны мира, обеспечивая вместе с большим бизнесом и государственным сектором социально-экономическую устойчивость общества.

Большой бизнес частного сектора является самодостаточным для реализации крупных промышленных проектов, в которых партнёры предпочитают занимать стратегическое положение в виде монопольных или мажоритарных бенефициаров, владеющих контрольными пакетами создаваемых предприятий, начиная с сырьевых отраслей и производства полупродуктов и отстаивающих корпоративные интересы.

Естественные монополии государственного сектора также являются самодостаточными для финансирования проектов и фокусируются на сырьевых отраслях и инфраструктуре.

Развитие среднего бизнеса в промышленной сфере позволяет выполнить ключевые задачи государственных программ развития, включая сокращение импорта за счёт развития собственного производства и создание экспортного потенциала, направленные на увеличение национального дохода для повышения благосостояния общества.

Новые игроки среднего бизнеса создают более здоровую конкурентную обстановку на внутреннем рынке и повышают международную конкурентоспособность страны.

Наряду с этим новые предприятия решают социально – экономические задачи, создавая рабочие места и обеспечивая подготовку местных специалистов, а также дополнительные возможности для развития сопутствующего малого бизнеса в сфере услуг.

Основу экономики среднего бизнеса составляют малые и средние предприятия (МСП). Программы развития многих стран предусматривают активное участие среднего и малого бизнеса в осуществлении промышленной политики государственного сектора и оказание всесторонней, организационной и финансовой поддержки МСП в реализации производственных проектов

Соотношение доходов бедных и богатых слоёв населения стран мира в настоящее время составляет от 1: 5 до 1: 40. Наибольшее расслоение по доходам отмечается в странах с развивающейся экономикой по сравнению с развитыми экономиками.

Развитие реального сектора, средней экономики на основе МСП и промышленного партнёрства становится стратегической социальной задачей, направленной на сокращение расслоения общества по доходам за счёт развития среднего класса, участвующего в обеспечении богатства страны, социально–экономической устойчивости общества и его культурно-духовного развития

Малое и среднее предпринимательство

Основой экономической устойчивости является развитие реального сектора экономики за счёт промышленного развития в приоритетных отраслях на основе современных технологий и инноваций с привлечением предприятий малого и среднего бизнеса к реализации национальных планов развития и участию в международном промышленном сотрудничестве.

Тема привлечения МСП в промышленное развитие была одной из ключевых в Декларации Саммита БРИКС 2013 в Южной Африке, принятой главами стран БРИКС:

«Мы признаём фундаментальную роль малого и среднего предпринимательства в экономике наших стран. Малый и средний бизнес является основным создателем рабочих мест и благосостояния. Мы признаем необходимость развития диалога между министерствами и учреждениями, ответственными за эту тему, особенно с целью содействия международному сотрудничеству и поддержки инноваций, исследований и развития».

Мировой опыт показывает, что выход на национальной рынок новых игроков малого и среднего бизнеса не вызывает противостояния с большим бизнесом доминирующих компаний ,а дополняет возможности промышленных отраслей за счёт создания новых ниш для нового круга потребителей.

Так, например, 60% прокатной продукции и 26 % стали производится в мире на 1000 Мини заводах по переработке металлолома предприятиями среднего бизнеса, в то время как крупные металлургические компании сфокусированы на производстве высококачественных сталей из руды. В США продукция Мини заводов по переработке металлолома обеспечивает около 10.0 млрд. ам. дол. экспорта в год.

Китай, являясь крупным производителем чугуна и стали, обеспечивает производство литейной продукции для машиностроения на 16 000 малых и средних литейных заводах, и в целом по всем видам литья занимает ведущее место в мировом литейном производства.

В странах Евросоюза сектор среднего и малого бизнеса является основой экономики и на долю МСБ приходится более половины произведенной добавленной стоимости: «В 2012 году европейский сектор МСБ обеспечил 67,4 % рабочих мест в регионе, валовая добавленная стоимость предприятий МСБ в Европе составила 58,1%».(из отчѐта Аналитического центра МСП Банк, апрель 2013, «Малый и средний бизнес 2012, опыт регулирования и финансирования»)

Для реализации поставленной цели в странах БРИКС создаётся системная поддержка МСП и оказание малому и среднему бизнесу всесторонней, организационной и финансовой помощи в реализации производственных проектов. Пример отдельных стран БРИКС представляет широкий спектр помощи государства МСП в рамках национальных систем поддержки промышленного развития на основе долгосрочных планов промышленной политики.

III. Потенциал межрегионального сотрудничества БРИКС

Участвуя в реализации решений G20 по разработке глобальных мер снижения уровня неуверенности в мировой экономической и финансовой системе, страны БРИКС разрабатывают альтернативные меры для построения более стабильных экономик c учётом складывающихся новых экономических условий многополярной экономической модели.

Наряду с традиционной сырьевой торговлей и финансовыми операциями все более весомой в экономике стран БРИКС становится доля промышленного развития, направленной на развитие всех жизненно важных социально- экономических секторов на континентальном, региональном и национальном уровнях.

Алгоритм многополярного развития продуктивен тем, что укрепление межконтинентальных, континентальных, региональных и национальных составляющих мировой экономики, в конечном счёте, содействует развитию глобального экономического равновесия и устойчивости.

Экономический союз БРИКС является трансконтинентальным объединением в многополярной экономической модели, что отражено в выше приведённых примерах практической деятельности БРИКС.

Для БРИКС характерно также развитие внутри континентальных связей. Примером является Саммит БРИКС 2013 в ЮАР «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации», направленный на поддержку экономики развивающихся стран Африки.

Саммит 2014 года в Бразилии затрагивал вопросы взаимодействия стран БРИКС на южноамериканском континенте, а на Саммите 2015 года обсуждались вопросы взаимодействия стран БРИКС в Азии. Таким образом у стран БРИКС складывается модель сотрудничества в новых региональных рамках в формате Евразия – Африка – Южная Америка.

Устанавливается также сотрудничество БРИКС с другими региональными объединениям, например ШОС и ЕАЭС. В качестве практических примеров можно привести:

Основой устойчивого экономического развития стран БРИКС в новых экономических условиях на всех уровнях от трансконтинентального до национального становится:

  • укрепление реального сектора экономики за счёт промышленного развития в приоритетных отраслях на основе современных технологий и инноваций
  • с участием госсектора, крупного частного бизнеса и привлечением предприятий среднего и малого бизнеса к реализации национальных программ развития и к международному промышленному сотрудничеству и партнёрству.

IV. Практический опыт реализации проекта ЮНИДО/БРИКС
(приложение к статье отдельным материалом)

V. Ссылки / References

2015

В развитие материалов XV Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения» (Москва, ИНИОН РАН, 18-19 декабря 2014), опубликованных в Ежегоднике РАН ИНИОН 2015 «РОССИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Стратегия развития России в XXI веке” Кульков И.В. «Новые тенденции развития устойчивой экономики». Выпуск 10 Часть I ISBN 978-5-248-00785-1, стр.83 — 90.
Размещено в электронном варианте Промышленного инновационного клуба Центра ЮНИДО в РФ на сайте: http://www.unido.ru/upload/files/e/ekonom_tendencii.pdf

2014

2013

2012

  • июнь 2012 «Опыт технологического сотрудничества российских предприятий в южноафриканском регионе» в рамках Конференции Африканского Союза / ЮНИДО по диверсификации экономики Африки, Аддис-Абеба, 5 июня 2012
  • февраль 2012 – Размещение статьи на сайте Координационного комитета АФРОКОМ (ВЭБ, ТПП) «Промышленная политика стран Африки и участие среднего бизнеса в международном промышленном и инновационном сотрудничестве» http://www.afrocom.ru/news/analytics/18

2011

  • ноябрь 2011 Обмен опытом подготовки специалистов для совместных промышленных проектов во время визита российской металлургической делегации в ЮАР, 4 -14 ноября 2011
  • июнь 2011 Презентации Концепций «Малая металлургия для ЮАР» и «Малая энергетика для ЮАР» в Министерства торговли и промышленности ЮАР, Претория и в провинциях Восточный Кейп, Западный Кейп, Гаутенг, Мпумаланга на основе российских технологий и совместных проектов (металлургия, энергетика) в рамках Программы DTI поддержки промышленного сотрудничества (12 – 20 июня 2011).
  • февраль 2011 «Развитие промышленного сотрудничества с Южной Африкой», 16 февраля 2011, Инвестиционный форум Министерства торговли и промышленности ЮАР в Москве

2010

  • август 2010 « Промышленная политика ЮАР (IPAP) и международное сотрудничество», 5 августа 2010 Деловой форум Министерства торговли и промышленности ЮАР в Москве в рамках визита Президента ЮАР в Россию.:
  • апрель 2010 « Промышленная политика Африки», 20 апреля 2010, Общее собрание АФРОКОМ, Москва
  • март 2010 «Управление международными инновационными проектами»,5 марта 2010 Высшая школа инновационного бизнеса Московского государственного Университета

2009 — 2008

  • октябрь 2009 «Опыт развития и поддержки промышленного сотрудничества со странами САДК».7 октября 2009 Деловой семинар, организованный Группой Послов САДК, аккредитованных в РФ, Москва
  • ноябрь 2008 Международное научно-техническое сотрудничество и развитие стран Африки», 20 ноября 2008 Конференция ЮНИДО и дип. корпуса стран Африки в РФ “ First Moscow Africa Industrialization Day”

2007 — 2006

  • октябрь 2006 «Россия – Африка: новое партнерство. Научно-техническое сотрудничество для промышленного развития», 28 октября 2006. Секретариат САДК, Секретариат НЕПАД.
  • май 2006 «Сотрудничество России со странами САДК», «Коринф», май No. 5 /2006 и май № 24/2004 Журнал Министерства экономического развития Российской Федерации
  • март 2006 «Экономический оборот интеллектуальной собственности и инжиниринговое образование в России» 20 марта 2006., Российская Инженерная академия, Москва

2005 — 2004

  • декабрь 2004 «Россия–Африка. Международное научно-техническое сотрудничество». Специальное приложение Международного научного моста в научно-аналитическом журнале «Инновации и инвестиции» ГАСИС Министерства науки и образования РФ, № 3 декабрь 2004 стр.55-92
  • октябрь 2004 Представление Международного научного моста и программа научно-технического сотрудничества (октябрь 2004 для Группы Послов стран САДК, аккредитованных в Москве)
  • май 2004 «Сотрудничество России со странами Содружества развития Юга Африки» (статья И.В. Кулькова в журнале «Коринф» № 25/ 2004) Министерства экономического развития и торговли РФ в специальном выпуске День Африки
  • апрель 2004 Предложения по развитию двусторонних отношений российских предприятий и организаций в южноафриканской регионе (для СМПК 2004 «Россия – ЮАР»)

2003

  • октябрь 2003 Россия и страны САДК. Двустороннее и региональное сотрудничество для развития новой экономики (2003, для Информационного семинара руководства САДК и Группы Послов САДК в Москве)
  • сентябрь 2003 Россия и страны САДК. 2003 для Конференции«Africa Millennium» «Тысячелетие Африки: развитие и инвестиции», организованной Экономическим обществом ЮАР, Кейптаун в рамках программы Тысячелетия ООН. Веб сайте Конференции www.essa.org.za/download/papers 2003.htm “I. Koulkov. Russia and SADC countries.”

Материалы настоящей авторской статьи и документы списка ссылок являются частью квалифицированной продукции и интеллектуальных услуг создателей материалов и являются их интеллектуальной собственностью. Права зарезервированы.

Материалы настоящей статьи могут быть использованы для некоммерческих и обучающих целей. В случае использования или цитирования пользователям следует указывать ссылку на данные материалы.