Пост-релиз Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы утилизации изношенных шин и использования резиновой крошки в дорожном строительстве»

11-12 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы утилизации изношенных шин и использования резиновой крошки в дорожном строительстве».

Инициатором проведения конференции выступила Ассоциация содействия восстановлению и переработке шин «Шиноэкология» при содействии Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации, при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, проекта ВПП «Единая Россия» «Экология России» и Общественного экологического движения «Сделаем вместе».

В работе конференции приняли участие около 160 человек — руководители европейских компаний – лидеров в сфере обращения с изношенными шинами в своих странах: VALORPNEU (Португалия); SIGNUS (Испания); ECOPNEUS (Италия); руководители Ассоциации Резиновых Асфальтов (Asphalt Rubber Association), объединяющей в своих рядах компании, занятые в сфере обращения с изношенными шинами, из более чем тридцати стран мира; представители 10 – ти компаний-переработчиков изношенных шин из России и из-за рубежа; российские и зарубежные компании – производители модификаторов на основе резиновой крошки, дорожные организации; руководители органов законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга, представители профильных министерств и ведомств федерального и регионального уровней Российской Федерации.

Конференция, проводимая в год Охраны окружающей среды в России, ознакомила с предстоящим изменением законодательства об отходах в РФ, позволила российским специалистам и представителям федеральных и региональных органов исполнительной власти в открытом диалоге обсудить возможности повышения эффективности дорожного строительства.

В докладах участников конференции было отмечено, что мировая практика предусматривает использование утилизационного сбора, полученного от производителей шин, в первую очередь, на стимулирование предприятий, занятых в сфере обращения с изношенными покрышками и на построение и совершенствование отраслевой системы утилизации шин. Экономическое стимулирование предприятий, занятых в сфере переработки и применения вторичных ресурсов, строго регламентировано нормативно-правовыми актами, и подобный опыт необходимо адаптировать к условиям России. В этой связи усиливается роль профессионального сообщества, которое может грамотно и последовательно отстаивать свои интересы на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. В соответствии с российским законодательством, это могут быть и саморегулируемые организации (СРО). Участники конференции отметили, что в условиях существующего законодательства нерационально распределены полномочия в области регулирования деятельности по обращению с отходами между государственными и муниципальными властными структурами. Не введены правовые нормы, предусматривающие управление потоками отходов, в том числе, изношенных шин и отходов РТИ, на региональном уровне. И Северо-Западный регион может стать пилотным для выстраивания региональной системы обращения с изношенными шинами в рамках расширенной ответственности производителя, что позволит в дальнейшем распространить полученный опыт на другие регионы России.

Участники конференции отметили, что резиновая крошка в российском дорожном строительстве применяется уже несколько десятков лет, и результаты её применения имеют как положительные, так и негативные результаты. Положительный международный опыт применения резиноасфальтобетонов с высокими технические характеристики при работе в различных климатических условиях дает возможность утверждать, что эта проблема не только должна быть глубоко изучена, но и адаптирована к российским условиям для масштабного применения резиновой крошки в дорожном строительстве. Заслушав и обсудив доклады, выступления и предложения, участники конференции подчеркнули, что важнейшей задачей, которую необходимо решить в области обращения с изношенными шинами, является выстраивание всей административно-технологической цепочки, которая позволит ежегодно увеличивать объём собираемых шин, их глубокую переработку и применение эластомерного вторичного сырья (резиновой крошки), в том числе, в дорожном и специальном строительстве в рамках государственного и муниципального заказа.

Вместе с тем участники конференции подчеркнули, что основными факторами, сдерживающими развитие производственного сектора по утилизации изношенных шин, являются:

  • отсутствие политики в сфере сбора отходов РТИ, что не позволяет обеспечить сырьем существующие в России предприятия по переработке, мощность которых уже превышает 150 тысяч тонн отходов в год (без учёта возможностей термического уничтожения шин на цементных заводах);
  • отсутствие гармонизированных с международными стандартами технологических регламентов на производство продукции, выработанной с добавлением вторичного сырья, полученного в процессе переработки шин, в частности, для её применения в дорожном строительстве;
  • отсутствие специализированных независимых лабораторий по оценке качества дорожных материалов, получаемых на основе резиновой крошки;
  • отсутствие единых стандартов на резиноасфальтобетоны в России, что влечёт за собой несогласованность действий производителей модификаторов на основе резиновой крошки и, как следствие, вызывает негативное отношение со стороны профессионального сообщества дорожных строителей;
  • дорожная отрасль не готова широко применять резиновую крошку в строительстве ввиду отсутствия, в первую очередь, административного решения на федеральном уровне на применение модификаторов на её основе в дорожном строительстве, во-вторых, отсутствия необходимой специальной техники и нестабильности материалов, предлагаемых к применению. При этом следует обратить внимание на отсутствие государственного программного подхода к изучению и последующему внедрению резиноасфальтобетонов в дорожном строительстве;
  • отсутствие эффективных схем взаимодействия с международными партнерами–переработчиками отходов РТИ, разработчиками технологий и производителями оборудования по переработке этого вида отходов и последующему применению вторичного сырья;
  • отсутствие обучающих программ для студентов и персонала дорожных предприятий, направленных на изучение резинобитумных вяжущих и асфальтобетонов с применением резиновой крошки.

По результатам мероприятия подготовлена Резолюция для внесения необходимых предложений и изменений в законодательные и нормативные акты РФ для направления в Правительство Российской Федерации. Участники Форума подчеркнули, что такие мероприятия являются необходимым условием для развития отрасли переработки РТИ, продвижения передовых природоохранных технологий, обмена опытом и распространения экологического мировоззрения. Особенно это актуально в связи с изменениями природоохранного законодательства, которые проходят слушания в законодательных органах власти Российской Федерации.

Координационным центром была избрана Ассоциация «Шиноэкология».